Воскресенье, 05.05.2024, 21:34

ГКУ СО Центр «Вдохновение»

Наш опрос
Устраивает ли Вас качество социальных услуг, получаемых в нашем учреждении
Всего ответов: 17
Важные ссылки

Справочные материалы по вопросам социального обслуживания

Информационно-методическим отделением ГКУ СО Центр «Вдохновение» была проведена беседа с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, с целью определения интересующих их вопросов. Представляем вниманию наиболее актуальные вопросы и ответы на них.

1.Какие существуют условия для признания ребенка инвалидом?

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» признание лица инвалидом осуществляется, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности, в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Необходимыми условиями признания ребенка инвалидом являются:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

        В  соответствии  с  Федеральным законом от  24.11.1995 г.   №181 - ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.   

2.Что такое медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – необходимый этап, в ходе которого происходит признание ребенка инвалидом. Именно в ходе экспертизы определяется дальнейшая судьба и ребенка, и его семьи, и относиться к ней следует максимально тщательно и серьезно. Любые недоработки или ошибки со стороны экспертов МСЭ легче предупредить или исправить в ходе освидетельствования и в процессе разработки индивидуальной программы реабилитации. Родителям, которые ведут своего ребенка на медико-социальную экспертизу, независимо от того, первично или повторно, нужно быть подготовленными к ее любым возможным результатам, знать и соблюдать процедуру экспертизы и правила принятия решений для того, чтобы оценивать их законность и впоследствии принять или опротестовать.

«К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем».

Правом устанавливать ребенку инвалидность на основе критериев, утвержденных Правительством РФ, обладают специалисты учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) после проведения освидетельствования ребенка по определенной схеме.

На сегодня разработан и утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению МСЭ. С ним можно познакомится в каждом бюро медико - социальной экспертизы, а полная версия Административного регламента размещена на официальных сайтах Федерального Медико-Биологического Агенства России, Федерального бюро МСЭ. Данный документ впервые излагает все процедуры, с которыми сталкивается гражданин при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ.

3. Какие документы необходимы для  проведения медико-социальной экспертизы?

1) заявление о проведении МСЭ;

2) заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) либо Педагогическая характеристика для ребенка, посещающего дошкольное, либо образовательное учреждение (особенно, в сельской местности, где при Бюро МСЭ ПМПК еще не созданы);

3) медицинская карта ребенка;

4) выписка из истории развития ребенка (форма №112);

5) направление на МСЭ;

6) при повторном переосвидетельствовании – ранее выданные справка МСЭ и ИПР (индивидуальная программа реабилитации);

7) свидетельство о рождении ребенка и его копия; медицинский страховой полис;

8) паспорт гражданина РФ, представляющего интересы ребенка (для самого ребенка, который проходит МСЭ в условиях стационара, место регистрации не имеет значения).

4. В каком порядке проводится медико - социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования и личного осмотра гражданина, изучения представленных им документов, анамнеза (для ребенка – рассказа родителей о течении заболевания и возникающих проблемах), анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить родителей (законных представителей) с порядком и условиями признания ребенка инвалидом, а также дать разъяснения по вопросам, связанными с установлением инвалидности.

Медико-социальная экспертиза ребенка проводится в бюро по месту жительства (месту пребывания, месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

Если по состоянию здоровья ребенок не может присутствовать при проведении экспертизы, то (по заключению лечебного учреждения) МСЭ может быть проведена на дому или в стационаре, где он находится на лечении, либо  заочно с согласия законного представителя ребенка и по решению соответствующего бюро.

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением «Направления» на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих, что ребенок имеет вышеперечисленные  признаки ограничения жизнедеятельности и нуждается в социальной защите.

Освидетельствование ребенка на предмет наличия у него инвалидности проводят врачи-эксперты, имеющие педиатрическую специализацию.

При проведении медико-социальной экспертизы ребенка ведется протокол. Факт ознакомления лица, представляющего его интересы, с порядком и условиями признания ребенка инвалидом фиксируется в акте освидетельствования.

В проведении медико-социальной экспертизы ребенка по приглашению руководителя бюро МСЭ могут участвовать с правом совещательного голоса: лечащий врач ребенка, представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля и представители общественности, рекомендованные родителями ребенка.

По результатам медико-социальной экспертизы составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

5. Какое решение могут принять специалисты?

Оно может быть следующим:

  • Отказать ребенку в признании его инвалидом.
  • Признать ребенка «ребенком-инвалидом» с установлением срока переосвидетельствования и разработать для него индивидуальную программу реабилитации.
  • Признать ребенка «ребенком-инвалидом» бессрочно до достижения возраста 18 лет и разработать для него индивидуальную программу реабилитации.
  • Направить ребенка на дополнительное обследование, приостановив проведение МСЭ.

Если принято решение  об отказе в признании ребенка инвалидом, специалисты бюро, принимающие экспертное решение, готовят мотивированный отказ  и в 3-дневный срок направляют его, лицу, представляющему интересы ребенка, и выдают справку о результатах медико-социальной экспертизы.

6. Как можно обжаловать решение бюро МСЭ?

1). Обжалование решения бюро медико-социальной экспертизы в административном порядке.

Если решение экспертов первичного бюро МСЭ не устраивает, то родитель или другой законный представитель ребенка-инвалида в течение месяца может обжаловать его в главном бюро, подав письменное заявление в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо непосредственно в главное бюро.

Первичное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу ребенка, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро (ГБ МСЭ).

Порядок обжалования решений бюро МСЭ (БМСЭ) определятся пунктами 42-46 Постановления Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.2006 г. № 95 (в ред. от 30.12.2009 № 1121).

ГБ МСЭ  «не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение» (п.43).  Решение ГБ МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро МСЭ, которое в срок не позднее 1 месяца проводит медико-социальную экспертизу и выносит соответствующее решение (п.45); но и его можно обжаловать в судебном порядке (п.46).

В случае обжалования решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации, с согласия родителей, может поручить проведение медико-социальной экспертизы другому экспертному составу специалистов главного бюро.

Решение, принятое ФБ МСЭ, в случае обжалования,   является самостоятельным актом: оно может повторять решение первичного бюро, а может отличаться от него в ту или иную сторону.

2). Обжалование решения бюро медико-социальной экспертизы в судебном порядке.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ст. 46): «1. Каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Случаи защиты прав ребенка в суде по решению МСЭ бывают редко, т.к. переосвидетельствование ребенка-инвалида осуществляется систематически. Однако такие прецеденты случаются, и мы решили осветить последовательность действий в оспаривании решений МСЭ.

Вышеупомянутый «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» устанавливает и  «досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих» (гл. V пп. 104-122 Регламента).

После административного обжалования, которое не дало родителям необходимого решения, они могут обратиться в суд. При этом родители должны четко знать факт нарушения прав ребенка.

Федеральный закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” предоставляет большие возможности судебной защиты прав. Так, согласно статье 6: «…гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод».

Необходимо также опираться на статью 32 базового закона «О социальной защите прав инвалидов в РФ»: «Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров».

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке».

Если вы не согласны с решением МСЭ первого уровня (муниципального, районного МСЭ), то в течение одного месяца должны обратиться в региональное бюро МСЭ. Если и оно не решит вашу проблему, то у вас два пути: обращаться в Федеральное бюро МСЭ или в суд.

Следует иметь в виду, что при судебном обжаловании решений медико-социальной экспертизы судья может запросить проведение независимой экспертизы, а это весьма непростая процедура, осложняемая тем, что профессиональные эксперты в сфере инвалидности работают только в системе МСЭ.

7. Что такое индивидуальная программа реабилитации? Можно ли отказаться от предложенной ИПР или внести изменения, дополнительные записи?

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (услуг), соответствующих его индивидуальным потребностям.

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается для каждого ребенка-инвалида при прохождении освидетельствования. Основой для разработки ИПР может быть решение клинико-экспертных комиссий, направляющих ребенка на экспертизу, зафиксированное в Направлении на МСЭ, с указанием не только проведенных реабилитационных мероприятий, но и их эффективности, а также вновь рекомендуемых мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

К разработке ИПР должны активно привлекаться родители ребенка-инвалида или его законные представители, а также специалисты, оказывающие социальную помощь этому ребенку. Программа может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения возраста 18 лет.

Для разработки ИПР отводится время (до 1 месяца), в течение которого разработчики получают возможность выяснить все проблемные вопросы и согласовать способы и места осуществления рекомендуемых мероприятий.

Родители ребенка-инвалида должны внимательно ознакомиться с завершенным вариантом ИПР и, при согласии с внесенными в него рекомендациями, поставить свою подпись. Нужно особо подчеркнуть, что в современном российском законодательстве записи в ИПР играют очень большую роль при защите интересов как самого ребенка, так и его семьи.

Можно отказаться от предложенной ИПР и тогда разработанный вариант остается в бюро МСЭ. Если ребенок получил инвалидность бессрочно и у него нет ИПР, то родители могут обратиться в бюро МСЭ за разработкой этой программы. При этом инвалидность ребенка не пересматривается.

Форма  и порядок разработки и реализации ИПР для ребенка-инвалида утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 4 августа 2008 г.          N 379н (в ред. от 16.03.2009 N 116н).

В формуляре бланка ИПР расшифровываются наборы записей, которые должны содержать рекомендации для медицинской, социальной, психолого-педагогической и профессиональной реабилитации.

Ребенок-инвалид или его законный представитель должны внимательно изучить содержание программы и только тогда поставить свою подпись.

Нужно иметь в виду, что, подписывая ИПР, инвалид или его представитель берут на себя обязательства следовать рекомендациям, указанным в программе.

Обычно программа разрабатывается на период до очередного переосвидетельствования. На очередном переосвидетельствовании эксперты МСЭ должны оценить результат исполнения ИПР и разработать новую программу. При этом часть реабилитационных мероприятий может быть переведена из старой программы в новую (например, рекомендации по обучению).

Однако в необходимых случаях ребенок-инвалид или его законный представитель могут обратиться в бюро МСЭ за внесением в программу дополнительных записей или за разработкой новой программы.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» «Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

8.Каков порядок действий инвалида в случае несогласия с рекомендованными в ИПР мероприятиями?

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях, инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро (г.Волгоград, ул.Новороссийская, 41).

Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро. Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро. Кроме того, решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 24.11.1995г.

9. Предоставляют ли семье ребенка-инвалида дополнительную жилую площадь?

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в  соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ.

Органы власти субъектов РФ обязаны обеспечить жильем инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005 г. – за счет средств Федерального фонда компенсаций.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Семья ребенка-инвалида может рассчитывать на предоставление дополнительной жилой площади.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817:

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если в индивидуальной программе реабилитации инвалида указано, что он способен к самообслуживанию и может вести самостоятельный образ жизни (ст.17 № 181-ФЗ).