Понедельник, 29.04.2024, 07:20

ГКУ СО Центр «Вдохновение»

Наш опрос
Устраивает ли Вас качество социальных услуг, получаемых в нашем учреждении
Всего ответов: 17
Важные ссылки

Методический материал по закону № 442-ФЗ

 

    Прежде всего поясним, что закон № 442 призван заменить собой сразу два других: Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ, далее – Закон № 122) и Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ, далее – Закон № 195). Обусловленные принятием Закона № 442 изменения в правовом регулировании социального обслуживания граждан неминуемо повлекут за собой и соответствующие изменения в организации и экономике такого обслуживания.


   Так, в соответствии с Законом № 442 социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению гражданину социальных услуг, то есть по совершению действий, нацеленных на улучшение условий его жизнедеятельности и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные (выделим это слово) жизненные потребности. Причем такие услуги в законном, легитимном режиме вправе предоставлять не только социальные службы (в редакции пока еще действующего Закона № 195), но также иные юридические лица (в том числе негосударственные коммерческие и некоммерческие организации) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке деятельность по предоставлению социальных услуг.

   Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с провозглашаемыми в Законе № 442 принципами, включая принцип сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде при предоставлении ему соответствующих социальных услуг – на постоянной, периодической или разовой основе, в плановом или срочном порядке (в том числе на дому либо в полустационарной и стационарной формах). Граждане, которым предоставляются социальные услуги (в соответствии с Законом № 442, порядком и стандартами их предоставления, см. ниже), являются теперь не «клиентами социальной службы», а получателями услуг. При этом гражданин, претендующий на получение социальной услуги, должен быть в установленном порядке признан нуждающимся в социальном обслуживании по результатам рассмотрения заявления гражданина (заявления или обращения, поданного в интересах соответствующего гражданина иными лицами).

    Перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, определен частью первой статьи 15 Закона № 442. Решение о признании (отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом соответствующего субъекта Российской Федерации в срок не более 5 дней (с сообщением о принятом решении заявителю) и может быть обжаловано в суд.

    В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании форма такого обслуживания, порядок (виды, объем, периодичность, условия, сроки и др.) предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (такое сопровождение представляет собой содействие в предоставлении гражданам видов помощи, не относящихся к социальным услугам) определяются в соответствии с индивидуальной программой (индивидуальной программой социального обслуживания гражданина). Проект такой программы разрабатывается с участием гражданина (его представителя) – соответствующее право, наряду с другими правами получателей социальных услуг, закреплено в статье 9 Закона № 442.

    Однако признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании не означает, что ему в дальнейшем будут предоставляться бесплатно любые социальные услуги (о бесплатном предоставлении социальных услуг см. статью 31 Закона № 442). В отсутствие оснований для бесплатного предоставления социальных услуг их соответствующие виды оказываются гражданину на платной (возмездной) основе. Уточним, что платная социальная услуга может предоставляться гражданину за полную или частичную плату. Определение размеров платы осуществляется на основе соответствующих тарифов (подробнее в этой связи см. статью 32 Закона № 442).

    Основанием для предоставления гражданину социальной услуги (услуг) является соответствующий договор. Договор о предоставлении социальных услуг (далее - договор) заключается между гражданином (его представителем) и поставщиком таких услуг  в течение суток с даты представления последнему индивидуальной программы.
Существенными условиями договора, наряду с положениями, предусмотренными индивидуальной программой, является стоимость социальных услуг - в случае (см. выше), если соответствующие услуги предоставляются гражданину за плату. Предполагается, что отношения, связанные с исполнением договора, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Поскольку в данном случае речь идет о договоре предоставления (в том числе на возмездной основе) услуг, то едва ли не первая роль в процессе такого регулирования будет отводиться, наряду с соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. от 1 января 2014 г.) (в более отдаленной перспективе – готовящемуся на смену последнему Кодексу Российской Федерации о защите прав потребителей). При этом соответствующими положениями Закона № 442 закреплена обязанность каждой из сторон договора соблюдать его условия, включая предоставление социальных услуг на возмездной основе их поставщиком и надлежащую (то есть своевременную и в полном объеме) оплату таких услуг их получателем (об основных обязанностях получателя и поставщика социальных услуг см., соответственно, статьи 10 и 12 Закона № 442).

   Особым образом отметим, что социальные услуги – и бесплатные, и платные – предоставляются с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 27 Закона № 442, в том числе в части обеспечения показателей качества, установленных в отношении соответствующих услуг действующими стандартами (стандартами социальных услуг). Несоответствие предоставляемых социальных услуг установленным требованиям, в том числе предусмотренных договором (см. выше), может служить основанием для расторжения такого договора по инициативе получателя социальных услуг (об отказе от социального обслуживания см. также статью 18 Закона № 442). 

    Значительное место в положениях Закона № 442 отводится вопросам всестороннего обеспечения социального обслуживания граждан, в том числе информационного обеспечения. Такое обеспечение основывается на применении (для целей социального обслуживания граждан) специализированных информационных систем (статья 24 Закона № 442), функционировании специализированных информационных ресурсов (в том числе реестра поставщиков социальных услуг (там же, статья 25), регистра получателей социальных услуг (там же, статья 26)), осуществлении в установленном порядке межведомственного взаимодействия (там же, статья 28), выполнении иных мероприятий по информационному обеспечению в сфере социального обслуживания (в том числе, например, мероприятий по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, там же, статья 29). Подчеркнем, что любые подобные мероприятия организуются с соблюдением положений статьи 6 Закона № 442 об обеспечении конфиденциальности информации о получателях социальных услуг.

Контроль в сфере социального обслуживания осуществляется в форме

государственного контроля (надзора) и общественного контроля уполномоченными

органами соответствующих субъектов Российской Федерации,

общественными и иными организациями и гражданами.